Личность в художественном творчестве Достоевского 1. Первичный творческий акт, свободно начинающий жизнь личности, может быть и иным. В основе такого поведения лежит перевес любви к себе над любовью к Богу и другим существам. Вступление на такой путь жизни есть грехопадение. Оно ведет к столкновению целей себялюбивого существа с целями других существ, следовательно, к обособлению его от Бога и от других существ, к стеснению их и к борьбе с ними. Вместо полноты жизни, получается скудость ее. Большая или меньшая степень раздвоения личности присуща всякому себялюбцу.

Записки из подполья». Место повести в творчестве Достоевского

Вся читающая Россия замерла в предвкушении. И читатели знали, что писатель всегда затрагивает самый больной нерв современной жизни и поэтому всегда злободневен. Но за злободневностью у этого автора таилось и вечное, отличавшее его от посредственных беллетристов.

Эти два типа остаются неизменными в творчестве Достоевского: стыд может идентификация Смердякова с Иваном указывает на этот же страх.

Популярные книги в Учебное пособие, написанное академиком Я. Развлекательная и познавательная книга Г. В году исполняется лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Ф. За прошедшие десятилетия произведения писателя не только не забыты, но многие из них начали жить новой жизнью, наполнились тем содержанием, которое дается временем только истинно великим творениям искусства. Достоевский с его мученической любовью к человеку и человечеству, с его раздумьями о судьбах России, прозрениями и заблуждениями стал нашим современником.

Писатель, проживший трудную жизнь, полную исканий, сомнений, надежд, разочарований, заговорил с нами и со страниц по-новому зазвучавших романов, и с экрана кинотеатра, и с подмостков сцены. Настоящим открытием для зрителей явился образ князя Мышкина, созданный артистом Смоктуновским в Ленинградском Большом драматическом театре им. Трагедия чистого сердцем человека, смелого в своих донкихотских мечтаниях научить людей быть дчастливыми, предстала в исполнении И.

Смоктуновского как высокое искание, полное обаятельной простоты и искренности. Артистам удалось показать, как непричастность к миру хищничества, корысти и зла превратила смешного, нелепого старика, живущего архаическими книжными историями о рыцарях и прекрасных дамах, в существо, достойное сочувствия и сострадания.

А была ли девочка?

Так фамилия Достоевских по названию села стала постепенно закрепляться за потомками Ртищева. Среди Достоевских были воины и священники. В конце в. Следы возрождения мы находим на Винничине в с. Войтовцы, где дед Достоевского, Андрей Григорьевич, служил протоиереем при местной церкви.

ский режиссер Л. фон Триер. Тема вины находит в их творчестве прин- ципиально . вины, искал ее ис- токи в нарушении древних запретов и страхе наказания. цы является стыд: с ее точки зрения, «Достоевский разрабаты-.

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы. С ним не спорят. Стыд и совесть создают индивида и социального человека.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского. Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное. За его романом закрепилось определение идеологический — разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека.

Когда-то он подарил землю крестьянам, но почему-то ему было стыдно тогда. Страх, жуткий, унизительный страх — вот его первое чувство, когда 28 «легковесной» проблемы самообмана (все творчество Толстого — такая.

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству. По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное" [].

При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным универсализмом, и перекличек с гениями других литератур у него значительно больше, чем у Толстого или Чехова. По словам Жака Катто — одного из ведущих современных исследователей Достоевского,"романы Достоевского изобилуют литературными аллюзиями и реминисценциями. Всякое его произведение есть скрытая, чаще всего не прямая, но страстная экзегеза литературы, философии и истории

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Она небылица в лицах! И роман вздор, и для вздора написан, так, праздным людям читать: И что там, если они вас заговорят Шекспиром каким-нибудь, что, дескать, видишь ли, в литературе Шекспир есть, — так и Шекспир вздор, все это сущий вздор, и всё для одного пасквиля сделано! Выготский, — При чтении обоих ощущается трагическая бездна — не в сознании, а в художественном ощущении.

Жизнь и творчество Достоевского неразделимы. Он"жил в отцом, страх перед ним и скрытое недоброжелательство рано развили в .. Картина бедственной жизни ("стыд, голод и холод") и пре следования.

Образ Ставрогина как глобальное воплощение зла…………………………… Эволюция характера от Свидригайлова к Ставрогину……………………………11 Заключение……………………………………………………………………………………. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Достоевский Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, исследователь человеческой души.

В душевной и духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаянье испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми. Неустанные поиски справедливости порой заводили писателя в тупик, заставляющий выступать против собственных ранних убеждений.

Но и в самые тяжелые для писателя и для всего русского народа годы он продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Достоевский создал уникальную, неповторимую форму романа. Авторскую точку зрения на человека и действительность, составляющую высший слой произведения, невозможно обнаружить при поверхностном чтении, не вдумываясь в смысл каждого содержательного элемента, который зачастую лишь указывает на мысль, и иногда самым парадоксальным способом.

Достоевский. Основные вехи жизненного и творческого пути

Я имею в виду не старую русскую критику, типическим образцом которой может служить статья Н. Для публицистической критики этого типа Достоевский был совершенно недоступен, у нее не было ключа к раскрытию тайн его творчества. Но о Достоевском писали люди другого духовного склада, более ему родственного, другого поколения, всматривавшегося в духовные дали: Соловьев, Розанов, Мережковский, Волын-ский, Л. Шестов, Булгаков, Волжский, Вяч. Все эти писатели по-своему пытались подойти к Достоевскому и раскрыть в нем глубину.

Т Проблемы творчества Достоевского, ;. Статьи о творчества Достоевского; Проблемы поэтики [исследование проблемы стыда в романах Ф.М. Ф.М.Достоевски ересиархи (Религия страха и религия любви" и.

Мифологически стыд восходит еще к Саду Эдемскому, где он дебютировал одновременно с виной, его более изученной напарницей1. Творчество Достоевского не только изобилует одновременно стыдом и виной, оно исследует их взаимодействие. Я предполагаю рассмотреть это сложное взаимодействие и доказать, что стыд затмевает вину в творчестве Достоевского. Если принять во внимание роль гордости в творчестве Достоевского, такое превосходство стыда не вызовет удивления, поскольку гордость - это оборотная сторона стыда, а иногда и защита против него.

В широком смысле стыд имеет отношение к человеческой индивидуальности, к тому, что мы есть, в противоположность вине, более тесно связанной с человеческим действием, с тем, что мы делаем. Стыд возникает из ощущения, что ты представляешь собой некое исключение, объект для насмешки, или из отрицательной самооценки2. В отличие от стыда, вина возникает из нарушения личных, нравственных, общественных или законодательных норм. Стыд и вина не обязательно связаны. Дмитрий Карамазов, например, испытывает беспримесный стыд за свое грязное нижнее белье и за свою уродливую ногу.

Но все же часто они связаны, как в случае полутора тысяч рублей, зашитых Дмитрием в тряпку, которую он носит на груди повыше сердца. В"Записках из подполья" Достоевский ясно расписывает динамику передачи стыда. Стыдясь своей бедности и своих прежних товарищей по гимназии, подпольный человек отправляется в бордель, где отчасти перекладывает свой стыд на Лизу.

Таким образом, он движется от стыда к вине, поскольку актом разделения с ней своего стыда он наносит ей вред.

. Духовные основы творчества Достоевского

Духовные основы творчества Достоевского Страдания и сострадание. Сложность и богатство контрастов и болезненная заостренность в ощущениях и в чертах характера его героев всегда бросались в глаза и общеизвестны. Но была склонность эту несомненную, может быть, даже особенно ярко бросающуюся в глаза черту истеричности его героев абсолютизировать и отнести ко всему творчеству и более того, ко всему внутреннему миру самого Достоевского.

Картина бедственной жизни ("стыд, голод и холод") и Это -- не страх за здоровье, как писал Достоевский брату, не страх перед.

Теперь обратимся к первой части. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы… Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию.

У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.

Увлечение утопическим социализмом привело Достоевского сначала в кружок Петрашевского, где собрались социалисты с умеренными взглядами, а затем - в общество заговорщиков-радикалов под руководством Дурова. Последовали арест, смертный приговор, инсценировка его исполнения и - в последний момент - замена казни годами каторги и ссылки. Даже счастливый брак с Анной Григорьевной Сниткиной был омрачен смертью двухмесячной первой дочери Сони, от которой писатель долго не мог оправиться.

Все это способствовало зарождению у Достоевского эпилепсии, привело к душевной раздвоенности, существованию на грани нервного срыва. Предпринимались попытки объяснить поведение его персонажей с точки зрения разных психологических школ, в частности социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа. С точки зрения социальной психологии в произведениях Достоевского мы имеем дело с ярко выраженной аномией - отклоняющимся поведением, выражающим собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Галина Гапон. Стыд, вина, слияние, зависимость. Травма униженного.